Жить тысячью жизней,
                                                              страдать и радоваться тысячью сердец –
                                                              вот настоящая жизнь и настоящее счастье».
                                                                                                       Д. Мамин-Сибиряк

Родился будущий писатель 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1852 года на Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии, демидовской вотчине (ныне поселок Висим Свердловской области) в многодетной семье заводского священника Наркиса Матвеевича Мамина.

Н. М. Мамин был образованным человеком, хорошо разбирался в биологии, истории, фенологии и медицине. Отец писателя был корреспондентом краеведа Н. К. Чупина, которого постоянно снабжал выписками из церковных архивов. Сельский священник консультировал известного ученого и по вопросам старообрядчества на Урале. Наркис Матвеевич был членом Уральского общества любителей естествознания.

Митя учился в разных учебных заведениях, но практически все в жизни взял самообразованием. Отец приучил его к чтению, прежде всего русской классики: Карамзина, Пушкина, Гоголя, Кольцова, Некрасова, Тургенева, Гончарова. После поселковой начальной школы для рабочих мальчик учился в духовном училище Екатеринбурга – бурсе, где от диких бурсацких нравов заболел и два года провел дома. У отца не было средств отдать сына в гимназию, и он снова отвез его в ту же бурсу. По окончании ее Дмитрий поступил в пермскую семинарию. Затем – Петербург, ветеринарное отделение Медико-хирургической академии, переход на юридический факультет университета.

Увлечение общественным движением 1870-х годов и участие в политических спорах; богема и слежка полиции; воздействие "гуманитарных" идей Чернышевского и Герцена, и "естественнонаучных" – Дарвина и Тимирязева; жизнь в холоде и впроголодь; серьезная учеба и самообразование – обычная жизнь бедного молодого человека из провинции, вздумавшего получить образование в столице.

Дмитрий Мамин стал газетным репортером, писал короткие статьи по заданиям различных газет. В 1872–1877 гг. в журналах "Сын Отечества" и "Кругозор" появились его "занимательные" рассказы и очерки о старообрядцах и разбойниках.

Свой первый роман "В водовороте страстей" под псевдонимом "Е. Томский" Дмитрий отнес в журнал "Отечественные записки". Салтыков-Щедрин роман отклонил, но через несколько лет, когда "страсти" молодого писателя немного поостыли, охотно печатал его рассказы.

Из-за начавшейся чахотки и отсутствия денег Д.Мамин оставил университет и вернулся домой. После смерти отца, оставшись единственным кормильцем большой семьи, Дмитрий перевез ее в Екатеринбург. Там он вступил в гражданский брак с Марией Якимовной Алексеевой, давал уроки отстающим гимназистам и вскоре приобрел славу лучшего репетитора в городе. По ночам писал. Избирался гласным городской Думы. Много ездил по Уралу и Приуралью, знакомился с народной жизнью, изучал труды по истории и хозяйству края. Неоднократно выезжал в Петербург.

В литературу Мамин вошел серией путевых очерков "От Урала до Москвы" (1881-1882 гг.), напечатанных в московской газете "Русские ведомости", а также публикацией в столичных журналах "Дело", "Отечественные записки", "Русское богатство" и "Русская мысль" рассказов и повестей под псевдонимом "Д. Сибиряк". В 1883 году были опубликованы "Приваловские миллионы", не сразу "раскушенные" критикой. И хотя произведение написано в русле западноевропейского семейно-социального и русского романа рубежа веков, оно принесло Мамину-Сибиряку репутацию писателя-"уральца", глубокого знатока "областной" жизни.

Только издание следующих романов – "Горного гнезда" и "Дикого счастья" (первоначальное название "Жилка"), на которые критики наконец-то обратили свое внимание, – позволило писателю выйти на российский уровень и уйти от нищеты и репетиторства. Известный критик Александр Михайлович Скабичевский, высоко ставивший "Горное гнездо", утверждал, что героя романа "Лаптева смело можно поставить в одном ряду с такими вековечными типами, как Тартюф, Гарпагон, Иудушка Головлев, Обломов".

В 1885 году Мамин-Сибиряк написал пьесу "Золотопромышленники" ("На золотом дне"). В Екатеринбурге пьесу сняли из-за того, что многие "отцы города" узнали себя в персонажах. Пьеса была поставлена в театре Ф. Корша в Москве. Тогда же писатель был принят в члены Общества любителей российской словесности.

Всероссийскую известность Дмитрию Наркисовичу принес двухтомник "Уральских рассказов" (1888-1889 гг.), героями которых были фабричные рабочие, уральские старатели, чусовские бурлаки, а также уральская природа. С годами Мамина-Сибиряка все больше занимали процессы народной жизни. В социальных романах "Три конца", "Золото", "Хлеб" писатель дает срез эпохи пореформенной России, воспроизводит процессы капитализации Урала.

Отдав Мамину-Сибиряку приоритет создателя русского социологического романа, критики стали называть писателя "русским Золя", хотя ему к тому времени уже было вполне комфортно называться своим именем: Маминым-Сибиряком. Ведь это он дал русскому читателю то, что тот не мог найти больше ни у одного из писателей: жизнь и величие далекого Урала. А еще показал ему деградацию общественного строя и весьма мрачную перспективу развития всей русской национальной жизни, в которой "верхи" и "низы" неизбежно должны были столкнуться друг с другом в "последнем и решительном" бою.

После развода с Марией Алексеевой Мамин-Сибиряк женился в 1891 году на артистке  Екатеринбургского драматического театра Марии Морицовне Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург. Через год жена при родах умерла, оставив на руках отца малютку Аленушку. Для дочки писатель создал "Аленушкины сказки" (1894-1896 гг.), ставшие образцом литературы для детей.

Писатель сблизился с литераторами-народниками – Михайловским, Успенским, Елпатьевским, позднее с Чеховым, Куприным, Горьким, Буниным, высоко оценившим его труды, в том числе прекрасный "роман воспитания" – "Черты из жизни Пепко" (1894 г.).

Широко известны произведения Мамина-Сибиряка для детей – "Приемыш", "Вертел", "Серая шейка", "Зарницы", "Зимовье для Студеной", "По Уралу", чудные легенды из быта башкир, казахов, киргизов – "Лебедь Хантыгая", "Майя" и другие. Всего писатель написал более полутораста рассказов, сказок, очерков и повестей для детей. Многие из них стали классикой мировой литературы, некоторые отмечены премиями, в том числе и международными.

"Детская книга, – говорил писатель, – это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян". Свои этнографические статьи писатель предпочитал подписывать псевдонимами "Баш-Курт" и "Оник".

Очень высокими были представления Мамина-Сибиряка об общественной роли художника. Писатель, по его словам, должен обладать нравственной чистотой, равной чистоте "драгоценного металла, гарантированного природой от опасного окисления". Художественное творчество он сравнивал с рекою, которая должна брать начало из чистого источника и должна быть чистой, чтобы утолять жажду. Его литературный талант одним из первых заметил и высоко оценил великий русский сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин; мастерством Мамина-Сибиряка восхищался такой взыскательный художник, как Н.С.Лесков; о большой красоте и силе его произведений говорил М. Горький.

Последние годы жизни Мамин-Сибиряк тяжело болел. 2 ноября 1912 года он скончался. На могильном памятнике высечены слова писателя: "Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец – вот настоящая жизнь и настоящее счастье".

Интернет-ресурсы

Д. Н. Мамин-Сибиряк

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Д.Н. Мамин-Сибиряк в Библиотеке Мошкова

 

Контакты

Тел.: (495) 912 6648

ул. Б. Каменщики, д. 7

Часы работы

Абонемент 10.30 — 16.30
Читальный зал 09.30 — 16.30
Работа с
книжным фондом
08.30 — 10.30
16.30 — 17.00

Последняя пятница месяца — санитарный день.

 
Яндекс.Метрика